Ту би-Шват

Ту би-Шват



Рав Калман Пакуз

В этом году Новый год деревьев Ту би-Шват приходится на 16 января (15 число еврейского месяца Шват).


Во времена Храма в Иерусалиме 15-е Швата использовали для расчета десятины от плодов деревьев.

Талмуд говорит, что в этот день деревья прекращают обильное поглощение влаги из земли и переключаются на переработку полученных соков в элементы питания. В этот же день производился расчет возраста молодого дерева для соблюдения заповеди орлá, разрешающей употреблять в пищу фрукты лишь с тех деревьев, возраст которых по крайней мере более трех лет.

Отмечая Новый год деревьев, мы едим фрукты — в первую очередь те, которые, как считает Тора, особенно хорошо родит Земля Израиля: виноград и гранаты, финики и маслины… «Будешь ты есть и насыщаться и благословлять Г-спода Б-га твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» (Дварим 8; 8-10).

Многие жители Израиля, если Ту би-Шват выпадает не на Шабат, празднуют этот день посадкой деревьев. Это очень старый обычай. Талмуд (Таанит 23б) рассказывает историю великого мудреца по имени Хони ѓа-Меагель, который повстречал 70-летнего старика, сажающего рожковое дерево. «Какую выгоду ты успеешь извлечь из этого?» - спросил мудрец. (Рожковое дерево начинает плодоносить лишь на 6-м году жизни, но продолжает давать урожай и в 50, и в 100 лет, - прим.редактора). Старик ответил, что так же, как другие сажали для нас, мы сажаем для тех, кто придет после нас.

Тора предупреждает человека об обязанности бережного отношения к деревьям (Дварим 20;19). А в Пиркей Авот говорится:«Тот, кто умножает мудрость свою добрыми делами, уподобляется дереву, чьи ветви не многочисленны, но корни могучи. Даже если все ветры мира обрушатся него, они не смогут сдвинуть его с места!» (Авот 3:22).

Как и деревья, мы не можем существовать без корней. Наши корни — это наша духовная связь с источником — Торой и мудростью праотцев и учителей.

Комментариев нет :

Отправить комментарий